РЕВОЛЮЦИЯ ЦВЕТА ХАКИ

О РЕФОРМИРОВАНИИ ПРИРОДООХРАННОГО И ОХОТНИЧЬЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

21 января 2010 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам охотничьего хозяйства, охоты и рыболовства, охраны, использования и воспроизводства животного мира».

Жизнь не стоит на месте, все движется вперед, развивается. Чтобы идти в ногу со временем, жить цивилизованно и развиваться как европейское государство, необходимо, чтобы и законы соответствовали духу времени.

Охотничье законодательство давно показало свое несовершенство и требовало изменений, уточнений и разъяснений: где-то ужесточения, а где-то лояльности и упрощения, в общем, нужно было многое менять.
Реформирования природоохранное и охотничье законодательство требовало давно, но реальной отправной точкой послужил Указ президента Украины № 837 от 23 мая 2005 года «О неотложных мероприятиях в сфере охраны, воспроизводства и рационального использования охотничьих животных».

Под эгидой Государственного комитета лесного хозяйства Украины была создана рабочая группа из 18 человек, в составе которой были специалисты как государственных органов, так и общественных охотничьих организаций. 

Обсуждение изменений и дополнений к охотничьей нормативно-правовой базе вызвало живой интерес не только у специалистов охотничьей отрасли, но и у различных общественных природоохранных организаций, а также не оставили равнодушными депутатов многих фракций. Они также не сидели сложа руки и предложили ряд законопроектов по данной тематике.

Можно только представить какими были бы последствия для охотничьего хозяйства Украины, в случае принятия какого-либо из этих законопроектов в которых было предусмотрено все для «развития» охотничьего хозяйства и учтены «интересы» всех. Что только стоит предложение внести в Красную книгу волков, лис, ворон, сорок и даже бродячих собак, и, наконец, закрытие охоты на всей территории государства сроком на 15 лет. Вот только об одном не подумали: а как же конституционные права граждан и где взять бюджетные средства на воспроизводство и охрану всей дикой фауны Украины? Или пользователи на добровольных началах будут заниматься охраной и воспроизводством диких животных? Или будем тратить из бюджета страны сотни миллионов на охрану, вместо того, чтобы организовывать рентабельные охотхозяйства, как это делают в Европе, где и дичи много, и прибыль есть, и все довольны.

Ну, да ладно, вернемся к нашему законотворчеству. Потратив несколько лет на изучение предложений и замечаний по охотничьему законодательству, их обсуждение и анализ, специалистам охотничьей отрасли все же удалось прийти к более-менее единому мнению и сформулировать его в Законопроекте № 1154.

Автором законопроекта, народным депутатом Николаем Шершуном, удалось объединить усилия людей, которым не безразлична судьба охотничьего хозяйства – это прежде всего представители Госкомлесхоза, Минприроды, охотничьи общественные организации.

21 января 2010 года Верховной Радой Украины наконец-то был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам охотничьего хозяйства, охоты и рыболовства, охраны, использования и воспроизводства животного мира». В результате была принята 51 поправка из 122-х предложенных и чтобы прокомментировать все изменения и дополнения, не хватит места на страницах журнала.

Поэтому остановимся на самых революционных, которые будут интересны прежде всего владельцам охотничьих собак, ведь абсолютное большинство из вас – охотники. Этим Законом были внесены изменения в Законы Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте», «О животном мире», Кодекс Украины об административных правонарушениях и Криминальный кодекс Украины.

Мы попросили прокомментировать внесенные изменения заместителя начальника управления охотничьего хозяйства Госкомлесхоза Николая Мироненко.

Во-первых, изменения направлены на усиление ответственности за браконьерство:

– административный штраф за нарушение правил охоты, которое не стало следствием добывания животных, увеличен в три раза (от 102 гривен до 1020 гривен);

– за повторное нарушение правил охоты или такое, которое стало следствием добывания животных, штраф увеличен также в три раза (от 1020 гривен до 2040 гривен) (статья 85 Административного кодекса Украины). Это означает, что даже за одного незаконно добытого перепела или утку нарушитель будет оштрафован, по меньшей мере, на 1020 гривен;

– нарушение правил охоты, если оно повлекло значительный вред, а также незаконная охота в заповедниках или на других территориях и объектах природно-заповедного фонда, или охота на зверей и птиц, занесенных в Красную книгу Украины, наказывается штрафом от 1700 до 3400 гривен (увеличен в два раза);

– определен размер значительного вреда. Это вред, размер которого составляет 4250 гривен и больше (статья 248 Уголовного кодекса Украины). Это означает, что всякое незаконное добывание копытных животных, начиная с косули (вред за ее незаконное добывание установлен в размере 8 тыс. грн), рассматривается как преступление и наказывается статьей Уголовного кодекса;

– введена также новая норма наказания за незаконное занятие рыбным промыслом с применением взрывных, ядовитых веществ, электротока или другим способом массового уничтожения рыбы. Такие действия наказываются штрафом от 3400 до 6800 гривен или ограничением свободы сроком до трех лет или лишением свободы на тот же срок, с конфискацией орудий промысла и всего добытого.

Во-вторых, изменения расширяют права пользователей охотничьих угодий:

В Закон Украины «Об охотничьем хозяйстве и охоте» введена норма, согласно которой охотничьи животные, разведенные в неволе или в полувольных условиях, могут находиться в частной собственности (ст. 3).

Охотничьи животные, которые содержатся в полувольных условиях или в неволе в пределах охотничьих угодий частной или коммунальной формы собственности, не относятся к государственному охотничьему фонду (ст. 1).

Это означает, что на вольерные хозяйства по разведению охотничьих животных частной и коммунальной формы собственности не распространяется действие Закона «Об охотничьем хозяйстве и охоте», т. е. для использования разведенных в вольерах животных не нужно устанавливать лимиты, брать лицензии на их добывание, придерживаться сроков и дней охоты. Что касается сроков охоты, то здесь следует руководствоваться Законом Украины «О защите животных от жестокого обращения», который запрещает добывать животных в период размножения и воспитания потомства.

Итак, владелец вольеров может свободно распоряжаться выращенными в вольере животными. Это открывает широкие перспективы по вольерному разведению охотничьих видов животных, особенно диких кабанов, оленей, ланей, муфлонов. Расширены права пользователей охотничьих угодий. Теперь они не будут ждать соответствующего приказа об открытии охоты из области, а область, в свою очередь, – из Киева.

Итак, сроки охоты (конкретные даты открытия и закрытие охоты на определенный вид охотничьих животных, дни охоты на протяжении недели) и порядок его осуществления, а также норма добывания охотничьих животных теперь будут определяться пользователем охотничьих угодий в пределах сроков, установленных этим Законом.

Приказ пользователя угодий должен быть согласован с государственным управлением охраны окружающей природной среды в области и доведен до общественности (ст. 19).

Пользователи угодий получили также право на возмещение ущерба от нарушителей правил охоты за добытых незаконным путем животных (ст. 30).

Например, в угодьях определенного пользователя обнаружили, задержали и привлекли к ответственности браконьера, который незаконно добыл косулю. Сумма ущерба за косулю составляет 8 тыс. грн. Средства, взысканные с браконьера, будут перечислены на счет пользователя (ст. 43).

Это должно стимулировать пользователей угодий усилить борьбу с браконьерством. Кроме расширения прав, усилены и обязанности пользователей. Теперь пользователи угодий обязаны содержать егерскую службу из расчета не меньше чем один егерь на 5 тыс. га лесных или 10 тыс. га полевых или водно-болотных угодий. Пользователи охотничьих угодий имеют возможность направлять больше средств на развитие охотничьего хозяйства, ведь статья 24 Закона «Плата за пользование охотничьими угодьями» вступит в силу с 1 января 2015 года.

И наконец, изменения законодательства в сфере охотничьего собаководства:

– отменена ежегодная отметка о допуске охотничьей собаки к охоте;

– теперь в полномочия Государственного комитета лесного хозяйства Украины входит: выдача родословных и паспортов на собак охотничьих пород, паспортов на других ловчих зверей и птиц (ст. 6);

– организация учета племенных собак охотничьих пород, ведение единой системы накопления информации из племенного дела (ведение единых племенных книг, выдача на их основании родословных единого образца и паспортов на собак охотничьих пород, других ловчих зверей и птиц), разработка и утверждение нормативной документации по охотничьему собаководству (инструкции, положения, правила испытаний и т. п.) осуществляются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам лесного, охотничьего хозяйства и охоты (ст. 34).

В связи с данными изменениями Госкомлесхоз Украины обратился в Министерство юстиции Украины с запросом разъяснения соответствует ли действующему законодательству приказ Госкомлесхоза «Об утверждении Положения об охотничьем собаководстве Украины» от 27.08.2007 г. № 495. Ниже мы публикуем ответ Министерство юстиции Украины по данному вопросу.

«Согласно Положению о Госкомлесхозе Украины, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 27.06.2007 г. № 883, Госкомлесхоз является центральным органом исполнительной власти по вопросам лесного, охотничьего хозяйства и охоты, который в пределах своих полномочий на основании и на выполнение актов законодательства выдает приказы, организовывает и контролирует их выполнение. Согласно пункту 4 Положения о Государственном комитете лесного хозяйства Украины Госкомлесхоз устанавливает порядок выдачи, выдает паспорта на собак охотничьих пород, других ловчих зверей и птиц.
Пунктом 5 Положения о Государственном комитете лесного хозяйства Украины предусмотрено, что Госкомлесхоз имеет право привлекать специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, которые входят в его компетенцию.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка выдачи паспортов на собак охотничьих пород, утвержденного приказом Госкомлесхоза от 12.03.2004 г. № 31 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 02.03.2004 г. № 318/8917, ведение дел по вопросам выдачи паспортов и допусков собак к охоте осуществляется территориальными органами исполнительной власти в области охотничьего хозяйства и охоты или секциями всеукраинских общественных организаций охотничьего собаководства (в том числе Федерацией охотничьего собаководства Украины, по согласию) в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.
Пунктом 3.1 Положения об охотничьем собаководстве Украины, утвержденного приказом Госкомлесхоза от 27.08.2007 г. № 495 и зарегистрированного в Минюсте 11.09.2007 г. № 1054/14321, установлено, что управление охотничьим собаководством осуществляет Госкомлесхоз согласно Положению о Государственном комитете лесного хозяйства Украины, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 27 июня 2007 года № 883.
Госкомлесхоз, согласно заключенному договору о сотрудничестве в сфере охотничьего собаководства от 17.10.2007 г. № 92, который действует до 2012 года, привлек специалистов Федерации охотничьего собаководства Украины для ведения племенной документации, проведения кинологических мероприятий и выдачи паспортов на собак охотничьих пород.
В соответствии с указанным договором, Госкомлесхоз обеспечивает контроль за ведением охотничьего собаководства в Украине. Учитывая изложенное выше, приказ Госкомлесхоза «Об утверждении Положения об охотничьем собаководстве Украины» № 495 от 27.08.2007 г. не противоречит действующему законодательству».

Конечно же, осталось еще много спорных вопросов в охотничьем законодательстве и, несомненно, Закон еще не раз будет претерпевать изменения и усовершенствоваться, но то, что произошло сейчас, уже можно назвать революцией и прорывом в охотничьей нормативно-правовой сфере. Принятие этого Закона является огромным шагом к развитию рентабельного охотничьего хозяйства в Украине. Дело только за вами, охотпользователи, и за нами, уважаемые охотники. Все в наших руках. Ни пуха, ни пера!

Роман Новиков

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Top